Материалы наших парусов

Исторически паруса для судов делали из парусины. По сведениям из Толкового Военно-морского словаря: Парусина – это льняная, пеньковая и хлопчатобумажная ткань, серая или белая, № 1 — самая толстая, № 8 — самая тонкая. Из серой льняной парусины шьются большие паруса, пластыри, шлюпочные чехлы, солнечные тенты и др. Для яхт, мелких судов и шлюпок используется хлопчатобумажная парусина. Пеньковая парусина употребляется для пошивки брезентов, чехлов и т. п.

Конечно, сейчас из классической парусины паруса уже не делают. Гораздо более прочные и неприхотливые синтетические парусные ткани естественным образом давно вытеснили натуральные материалы из «парусостроения».

В 1988г. в момент образования фирмы Северное Сияние из натуральных материалов для производства парусных изделий оставались только брезенты для чехлов, а все паруса уже тогда делались из синтетики – дакронов, нейлонов, лавсанов.

Нейлон – это синтетический полиамид, который впервые был синтезирован в середине 1930-х годов в лабораториях компании DuPont. В СССР – это волокно начали производить в конце 1940-х годов, и оно получило название Капрон.

Дакрон и лавсан – это материалы, в основе которых лежит полиэфирное (полиэстеровое) волокно. Впервые оно было синтезировано в 1941 году в Великобритании. В СССР его получили в 1949году. Дакрон – это бренднэйм материала из США, который стал нарицательным для всех тканей из этого материала, как ксерокс или джип в своих областях. Лавсан – получил своё название в честь места разработки — Лаборатории высокомолекулярных соединений Академии Наук СССР.

На данный момент, в мире существуют гораздо больше волокон и технологий для производства парусных тканей и парусов, чем это было во второй половине двадцатого века. Тут и высокомодульные полиэтилены, арамиды, различные плёнки, угольные волокна и т.д. и т.п. Но примерно 80% всех парусов в мире до сих пор изготовляются из привычных нам дакронов и нейлонов. И хоть они и являются на первый взгляд чем-то простым и понятным, на самом деле произвести качественные парусные материалы не так просто, поэтому производителей парусных тканей гораздо меньше, чем, например, производителей автомобилей и яхт.

По нашим оценкам примерно четыре-пятых всей «рулонной» парусной ткани производится четырьмя компаниями:
1. Contender Sailcloth, Голландия.
2. Dimension-Polyant Sailcloth, Германия.
3. Bainbridge Sailcloth, Англия.
4. Challenge Sailcloth, США.
Конечно, ещё компании существуют, из наиболее известных — это Mazu Sailcloth. Но относительно озвученных выше гигантов, все остальные производители производят гораздо меньше и сильно уступают «большой четвёрке» в качестве и в ассортименте производимой продукции.

Стандарт и уровень в парусных тканях и материалах задают европейские производители. Распределение примерно следующее:
Спинакерные ткани — это Bainbridge и Contender (что интересно Dimension-Polyant несколько лет назад прекратил выпускать свою спинакерную ткань).
Гоночные дакроны и ламинаты – это Contender и Dimension-Polyant

Именно такое распределение можно увидеть, если обратить внимание на выбор парусных материалов для яхт монотипов ведущими мировыми производителями парусов, такими как NorthSails, UK, Doyle, Quantum, OneSails, Elvstrem и т.д.

Например, вот ткани, применяемые ими для наиболее популярных в настоящее время классов гоночных яхт-монотипов:
Optimist – Contender 2.99 PK/2.8PK
420/470 – HTP165SQ, Contender SK60
Dragon – Contender RSQ5.55, SK70
J/70 – HTP240/5.52PK, Contender SK75/AIRX650
Platu25 – Contender APEN, Contender SK60

Каждый европейский производитель парусной ткани также выпускает не только гоночные материалы, но и круизные.

Наибольший спектр материалов, как гоночных, так и круизных, предлагает компания Contender, и именно с ней мы работаем, начиная с начала 2000-х годов. Также время от времени мы работаем с тканями Bainbridge.

…. и мы всегда уверены в нашей ткани.