Чтобы Ваши паруса жили дольше
Несколько советов чтобы Ваши паруса жили дольше
1. Прячьте паруса от Солнца.
Солнце пагубно влияет на паруса. Что бы парус служил как можно дольше, его нужно либо по возможности убрать с солнца либо закрыть чехлом. Стакселя, с нашитой на заднюю шкаторину UV-защитой, достаточно просто скрутить, чтобы UV-защита была наверху. Грота проще всего накрыть чехлом (или убрать в лэзи-бэг и т.д.).
2. Минимизируйте полоскание парусов.
Активное полоскание разрушает ткань, из которой парус сделан. Она становится более мягкой и слабой. Конечно, некоторое полоскание неизбежно (например, когда вы ставите грот) но постарайтесь, что бы оно было сведено к минимуму. Никогда не идите под двигателем против ветра со стоящими парусами.
3. Не «переоткрывайте» паруса.
Если очень сильно откатить кипу стаксель-шкота назад, то верхняя часть стакселя (генуи) перестанет работать («отвалится») и начнёт полоскать. Тоже произойдёт если излишне перетравить грот.
4. Не забывайте вовремя «закрыть» парус.
Когда ветер усилился необходимо слегка «закрыть» парус. Для генуи или стакселя это можно сделать, передвинув кипу стаксель-шкота вперёд, для грота – добрав гика-шкот или гик-оттяжку. Если этого не сделать, то верхняя часть паруса может излишне отдуться и начать яростно полоскать. Не пытайтесь закрыть стаксель намолачиванием стаксельшкота – это может привести только к сильнейшему растягиванию нижней шкаторины, лучше передвинуть кипу вперёд.
5. Вовремя добирайте булини.
Если задняя шкаторина вашего паруса начала бить, то просто обтяните булинь. Все наши паруса снабжены простыми и надёжными стопорами для булиней. Обтягивать булинь нужно так, чтобы пропала вибрация на шкаторине. Перетянутый булинь портит форму паруса, закрывает шкаторину, в исключительных случаях булинь можно вырвать из паруса. Правильно обтянутый булинь делает шкаторину жестче, предотвращает неприятный шум, а так же предохраняет заднюю шкаторину от разрушения – что в последствии может сэкономить много времени и денег.
6. При ослаблении ветра – паруса ослабьте тоже.
Когда ветер ослаб, необходимо слегка притравить, расслабить паруса. Выбитая «в доску» генуя, может насквозь насадиться на краспицы. Нижняя шкаторина генуи может лечь на вантпутенсы и начать там сильно тереться. Забывая потравить грот при ослаблении ветра, вы растягиваете его заднюю шкаторину, и она в дальнейшем может начать бить и «отваливаться» подветер.
Перегруженные шкаторины «забитых» парусов, в принципе, не равномерно растягивают парус, деформируя его, причём иногда безвозвратно!
7. На стоянке притравите фалы.
При хранении генуи на закрутке, следите за натяжением стаксель фала. После выхода в сильный ветер, во время которого фал должен быть сильно набит, на стоянке не забудьте его притравить. Каждый раз в порту проверяйте его натяжение. Оставляя парус на закрутке с излишне перебитым фалом, вы можете навсегда испортить свой парус.
Любите свои паруса.
Самое лучшее, что вы можете сделать для своих парусов в конце сезона – это снять их с закруток, с гика, извлечь из них латы и унести с яхты. Затем провести инспекцию всех парусов на предмет ремонта, если необходимо — помыть, тщательно просушить, аккуратно сложить и отправить на зимнее хранение в сухое прохладное место. Мытьё парусов удаляет с них грязь и, если вы ходите в морских водах, соль. В основном, для этого достаточно окатить каждый парус из шланга с двух сторон. Не храните свои паруса зимой в яхте, в ней они могут заплесневеть и вобрать в себя неприятные запахи. Если всё сделано правильно, то на следующий год ваши паруса будут как новые!
Желаем Вам больше счастливых часов на воде!