Простые правила настройки и эксплуатации парусов
Ниже, мы хотим дать несколько общих советов и рекомендаций по постановке, настройке и эксплуатации изготовленных нами парусов.
Стаксель
1. Натяжение передней шкаторины фалом не должно приводить к образованию складки или гофры вдоль штага. Однако это не означает, что, если стаксель на карабинах, то можно допускать провисание между карабинами. При усилении ветра фал необходимо добить, а при ослаблении – потравить.
2. На курсе бейдевинд не набивайте нижнюю шкаторину в тугую, дайте возможность парусу принять тот профиль в нижней части, который был заложен в него при проектировании. Нижняя шкаторина должна иметь ровный профиль без горизонтальных складок. Этого легко можно добиться изменением положения кипы. Как правило, под каждый парус, кипа на погоне должна стоять на своём, отличном от другого паруса, месте.
3. Уваливаясь и травя шкоты, что бы удержать заднюю шкаторину и сохранить хорошую форму паруса, необходимо передвинуть кипу вперёд. В общем: чем более полный курс, тем носовее должна стоять кипа.
4. Задняя шкаторина не должна ложиться на краспицы и ванты. Недопустимы острые углы и кромки краспиц, повреждающие парус. Полезны защитные накладки на парус из липкой ткани в местах расположения краспиц.
5. При усилении ветра возможное биение задней шкаторины устраняется легким натяжением булиня. Не набивайте булинь больше, чем это необходимо для устранения биения. При ослаблении ветра булинь надо потравить.
6. Избегайте класть яхту в классический дрейф. Этим вы можете очень быстро испортить свой стаксель.
7. Храните гоночные стакселя в свернутом в рулон виде.
Грот
1. При постановке паруса натяжение передней шкаторины фалом не должно приводить к образованию складки вдоль мачты на неработающем парусе. Дальнейшую регулировку натяжения передней шкаторины в зависимости от силы и направления ветра мы рекомендуем осуществлять оттяжкой Канингхема.
2. На гоночных парусах компенсатор вдоль нижней шкаторины, изготовленный из более легкой ткани, служит для регулировки полноты грота в нижней его части и образующаяся по компенсатору складка при набивании грота-шкота не является дефектом.
3. Тщательно подбирайте гибкость лат. Используйте современные пластиковые латы, желательно профилированные. Это избавит Вас от неприятных складок вдоль задней шкаторины.
4. Настраивайте заднюю шкаторину паруса по «колдунчикам». Если грот настроен правильно, то все «колдунчики» должны быть на виду, вытянутыми вдоль потока стекающего с задней шкаторины.
5. Не пренебрегайте гик-оттяжкой. При уваливании или травя шкот, гик не должен задираться «в небо», а парус вжиматься в ванты с краспицами.
6. При взятии рифов свободную часть паруса без натяжения подвязывайте к гику через люверсы, расположенные между боутами передней и задней шкаторин, при этом парус должен быть достаточно растянут вдоль рифа с помощью рифшкентеля.
Спинакер/Геннакер
1. Если вы заказали у нас спинакер на курс фордевинд и ветер силой 1-2 балла, не ставьте его в крутой бакштаг в 5 баллов. С большой вероятностью он порвется.
2. При настройке полноты спинакера в его верхней трети используйте топенант и оттяжку спинакер-гика. Поднимая и опуская нок спинакер-гика можно добиться хорошего результата. Общее правило: углы спинакера должны находиться примерно на одной высоте, а передняя шкаторина должна слегка «дышать». Идя острым багштагом или в галфвинд, не стоит задирать спинакер гик выше невозможного и «что есть мочи» растягивать нижнюю шкаторину – это остроты не добавит, но закроет заднюю, которая в свою очередь начнёт работать не вперёд, а назад и значит — остановит Вас.
3. Идя под спинакером, старайтесь максимально жёстко устанавливать спинакер-гик. В этом Вам могут помочь не только оттяжка с топенантом, но и брасоловки с атригерами.
4. Почти все наши геннакера снабжены булинями. Шкаторины геннакера нагружаются больше, чем у спинакера, по этому начните с того, что привяжите булини с небольшим натягом к кольцам или кренгельсам, чтобы булинь брал на себя часть ветровой нагрузки на шкаторину. Дальнейшая работа с булинями зависит от вашего опыта и желания.
Можно назвать эти простые правила, частью понятий о «хорошей морской практике», но, вне зависимости от того, как мы это назовём, соблюдение их, позволит Вам значительно реже думать о ремонте парусов, их модернизации, перешивке и перекройке, и дольше под ними ходить и ими наслаждаться.